Тормозные колодки Delphi: каждый уровень на «5»

Прежде всего, необходимо уяснить, насколько роль, которую играет тормозная колодка в обеспечении эффективности всей тормозной системы, является определяющей. Среди автолюбителей, пребывающих с точки зрения технической компетентности именно на любительском уровне, бытует мнение, что эффективность торможения зависит от «мощности» тормозной системы. Это одновременно и так, и не так.

Когда речь идет обо всей тормозной системе автомобиля, то ее эффективность должна соответствовать массовым и скоростным характеристикам автомобиля. Проще говоря, со скорости 100 км/ч, одинаково доступной и штатной как для спорткара, так и для бюджетного автомобиля, оба они должны останавливаться примерно одинаково. Естественно, на шинах с одинаковым коэффициентом сцепления, на том же дорожном покрытии и в идентичных климатических условиях.

Устройство и геометрические параметры тормозов, до определенного момента, почти не влияют на тормозной путь. Действительно, ведь замедление определяется сцеплением с дорогой, а от тормозов требуется лишь способность развить усилие, достаточное для достижения порога блокировки колеса (затем либо срабатывает АБС, либо водитель сам должен поработать педалью вместо этой системы для наиболее эффективного торможения). А на это способны даже древние автомобили с барабанными тормозами.

Более того, такие факторы, как вес автомобиля, размер пятна контакта шин и соответственно удельное давление в пятне контакта – взаимно уравновешиваются. Естественно, до определенного порога – пока шина может выдерживать нагрев и возникающие при торможении нагрузки на ее конструкцию (именно о превышении возможностей конструкции свидетельствуют ошметки шин на обочинах скоростных магистралей).

Естественно, чем выше масса автомобиля, вес самого колеса и его инерционный момент вращения, а также максимальная скорость данного авто, тем производительнее должны быть тормоза. Отдельный случай – движение с максимальной скоростью под экстремальный уклон, но тут уже должна включаться такая функция, как здравый смысл водителя. Основная разница между тормозными системами – именно в их ресурсе и способности противостоять перегреву.

Температура тормозов должна оставаться в рамках допустимого. А выйдет ли она за эти рамки или нет, зависит от энергоемкости тормозов, то есть от их способности поглощать и рассеивать тепло, в которое в процессе трения переходит кинетическая энергия автомобиля. Если энергоемкости недостаточно, то температура тормозного диска начинает сильно расти, а коэффициент трения наоборот падать. Соответственно, по мере нагрева на педаль тормоза придется давить все сильнее и сильнее, пока, в конце концов, усилия прижатия колодки к диску станет не хватать, и тормозной путь начнет расти.

Тормозная система каждого автомобиля рассчитана на тот стиль вождения, для которого данный автомобиль предназначен по умолчанию. Поэтому от тормозной колодки требуется, прежде всего, соответствие расчетным значениям фрикционного усилия, заложенным при разработке конкретной тормозной системы. А кроме того, требуется соответствие ряду параметров износостойкости, термической устойчивости, показателей комфортности.

Если колодка изначально не отвечает всем требованиям, либо теряет свои свойства в процессе эксплуатации – тогда и характеристики тормозной системы, при полной исправности всех исполнительных механизмов, действительно могут оказаться ниже необходимых. Именно из соображений соблюдения всех перечисленных выше требований разработана та конструкция тормозной колодки, которую в Delphi называют «5 уровней качества». Рассмотреть эти слои тормозной колодки в свете изложенного выше имеет смысл, начиная не с рабочей поверхности, а с тыльной стороны колодки.

Тормозные колодки Delphi: каждый уровень на «5»1. Шумопоглощающая пластина
Автопроизводители, даже разрабатывая бюджетные модели, борются за снижение шума при торможении. Речь идет, в данном случае, не о «патологических» шумах – писках, визге и скрипе, а о том глубоком низкочастотном гуле, который может ощущаться при торможении. Чтобы устранить его, применяется тонкая подложка на тыльной стороне несущей пластины колодки.

В колодках Delphi шумопоглощающая пластина выполнена по стандартам оригинала и состоит из нескольких слоев специальных материалов. Эти материалы тщательно подобраны и плотно соединены между собой, чтобы поглощать любой шум, поэтому нет необходимости в использовании специальных сеточек и других прокладок, которые предлагаются установщикам для снижения шумности колодок, таковой пластиной не снабженных.

Что же касается всего спектра посторонних звуков при торможении, то они могут быть вызваны не только колодкой. Поиск источника ненормального шума надо начинать с осмотра зеркала тормозного диска на предмет наличия выраженной шероховатости или канавки, появившихся вследствие неправильной обкаткой новых колодок, либо использования некачественных «жестких» тормозных накладок.

По словам специалистов Delphi, может быть масса и других предпосылок для такой неисправности: «Визг при торможении может объясняться разными причинами – от засаливания колодок или дисков (часто в результате воздействия аэрозольных средств для очистки тормозов или несоблюдения процедуры пригонки) до недостаточного вытягивания поршня в суппорте. Другими причинами могут быть смещение суппорта или недостаточное смазывание штифтов».